| Проклятый рай: гадание 
                            для провинциалок  «Рай» - так назывался загородный клуб для состоятельных 
                            (очень состоятельных) мужчин. «Проклятый рай» - это 
                            история клуба, его очаровательной хозяйки и сотрудников. 
                            Так сказать, история служебных романов. «Рай» - это 
                            бордель. Но не просто бордель, а бордель элит-класса. 
                            Исключительно для VIP-персон. «Обслуживающий персонал», 
                            девочки, «работающие» в заведении, это не вокзальные 
                            проститутки, которые за стоимость гамбургера с бутылкой 
                            пепси обслуживают клиента в ближайшей подсобке среди 
                            метел и снежных лопат.  Этих девочек обслуживают визажисты и стилисты. Им 
                            создают лица и имидж, их обучают удовлетворять любые 
                            желания клиентов. Обучают не лаской, так таской - 
                            смотря кому что понадобится. Могут дать бонус, а могут 
                            отправить в карцер. Это уж как повезет.  В клубе устраивают показы мод, вечеринки для VIP-персон, 
                            карнавалы и шоу. Все - для того, чтобы клиенты были 
                            довольны и счастливы.  Правда, девочек заменяют с завидной регулярностью 
                            (клиенты-то привередливы, им постоянно хочется чего-то 
                            новенького). Тех, кто уже не интересует посетителей 
                            борделя, попросту продают в Турцию. Два зайца одним 
                            махом: и от лишних девочек избавляются, и неплохие 
                            деньги выручают. Есть и третий заяц - девочка, отправленная 
                            в турецкий бордель, уже никому ничего не может рассказать 
                            об элитном «клубе» и его клиентах. Мюнхгаузен, который 
                            одним шомполом убил и зажарил семь уток, отдыхает. 
                           Вообще-то по этому сериалу можно изучать искусство 
                            презентационных показов, организации публичных мероприятий, 
                            а также методы работы с сотрудниками. Особенно хорошо 
                            продемонстрированы методы создания мотивации у сотрудников 
                            предприятия. Сериал можно использовать в качестве 
                            учебного пособия по бизнесу. Так сказать, мастер-класс. 
                           Для женщин особенно интересны могут быть модели одежды, 
                            которые постоянно демонстрируются с экрана. Начиная 
                            от деловых костюмов, заканчивая майками-алкоголичками. 
                            Не забывают создатели сериала и о купальных костюмах. 
                            Также широко представлены разнообразные виды макияжа, 
                            которые могут совершенно изменить лицо женщины. Внесена 
                            и нотка «модной морали», к примеру: «лучше не жрать, 
                            чем экономить на краске для волос». Или: «если хочешь 
                            иметь модельную фигуру - работай в спортзале». Из 
                            сериала можно даже узнать несколько диетических рецептов 
                            и особенности пользования различными тренажерами. 
                           Но вообще-то, по большому счету, «Проклятый рай» 
                            - это не история борделя, а обобщающая история девочки 
                            из провинции, оказавшейся в большом городе. Биографии 
                            большей части «сотрудниц» борделя удручающе однообразны: 
                            место рождения - глухая деревня, переезд в Москву 
                            «на заработки», работа на овощном рынке или официанткой 
                            в кафе (так и вспоминается Наталья Водянова!), далее 
                            - Ленинградское шоссе с его знаменитой выставкой дешевых 
                            проституток (мотив - жить-то как-то надо, а на рынке 
                            или в кафе много не платят), далее - «повышение» в 
                            загородный элит-клуб.  Очень интересно выглядят эти «вышибающие слезу» биографии 
                            при сравнении с фильмами, которые выходили на экраны 
                            раньше.  К примеру, с фильмами 30-х годов прошлого столетия, 
                            где Любовь Орлова блестяще играла девочку из провинции, 
                            попавшую в большой город. Судьба провинциалочки в 
                            мегаполисе тогда преподносилась таким образом: место 
                            рождения - глухая деревня, где попросту скучно и невозможно 
                            себя проявить, а ведь хочется и на людей посмотреть, 
                            и себя показать; далее - переезд в большой город, 
                            трудоустройство на заводе, ударный труд на благо Родины, 
                            и, наконец, хэппи-энд - девочка выбивается в начальники, 
                            да еще и встречает своего прекрасного принца в комплекте 
                            с белым конем, белым роялем и значком ударника коммунистического 
                            труда.  В 80-е годы прошлого века на экраны вышел знаковый 
                            фильм «Москва слезам не верит», где тоже излагалась 
                            история девочки из деревни в большом городе. Тут уже 
                            было добавлено больше реалий: девочка устраивается 
                            работать на завод, но мечтает поступить в институт; 
                            встречает принца, начинается роман, любовь (и даже 
                            секс - поразительное новаторство в те времена!), и 
                            девочка готовится стать матерью; принц оказывается 
                            обычным мусорщиком и бросает беременную возлюбленную, 
                            тем не менее ребенок рождается, а девочка поступает 
                            в институт, получает образование и в конце концов 
                            становится директором предприятия, тут-то она встречает 
                            уже настоящего принца. Хэппи-энд. Все аплодируют, 
                            а домохозяйки вытирают слезы умиления.  То есть, девизом прошлого века, который изо всех 
                            сил рекламировался с помощью телевидения и кинематографа, 
                            было: «все в твоих руках, трудись - и будет тебе счастье». 
                            Короче говоря, рыбки в пруде только и ожидают, когда 
                            кто-либо приложит руки к их поимке.  Девиз современности, бьющий в глаза из кадров «Проклятого 
                            рая»: «трудишься ты или нет, но выше борделя тебе 
                            все равно не подняться». Причем, неважно даже в качестве 
                            кого придется работать в борделе: то ли «девочкой 
                            для клиентов», то ли «мамкой». И то, и другое - рабство 
                            для хозяина. И степени свободы практически одинаковые. 
                           Вот только интересно - хотели ли создатели сериала 
                            ограничить приток провинциалок в Москву, делали ли 
                            они сериал с подсознательной мыслью «Москва - для 
                            москвичей, остальным не светит», или это получилось 
                            случайно. Побочный эффект. Но предсказание судьбы 
                            приезжих в Москве выглядит однозначно: куда ни кинь, 
                            в конце ожидает бордель.  Сюжетная линия сериала отличается однообразием и 
                            даже неряшливостью. Во многих сериях повторяются одни 
                            и те же сцены, только поданные под разным соусом (например, 
                            во второй части сериала молодой охранник четыре раза 
                            - в разных сериях - интересуется у своего напарника 
                            результатами слежки, и каждый раз - в немного разных 
                            выражениях, и каждый раз - будто впервые). Диалоги 
                            - совершенно беспомощные, более того, построены на 
                            штампах и клише фильмов прошлого столетия. Используются 
                            фразы из культовых комедий Гайдая и так далее. Такое 
                            впечатление, что у создателей сериала не хватило собственной 
                            фантазии, а диалоги за них писала некая «эвристическая 
                            машина», которая, не мудрствуя лукаво, взбила микс 
                            из диалогов различных фильмов. Язык персонажей можно 
                            назвать только нищим.  Довольно любопытно представлены в сериале «плохиши». 
                            Киллер - он с одной стороны, конечно, «мальчиш-плохиш», 
                            но он же - несчастный человек, которого судьба подтолкнула 
                            к такой жизни. Ну вы понимаете, трудное детство, чугунные 
                            игрушки, прибитые к потолку... Война в Афганистане, 
                            опять же. «Мамка» борделя с одной стороны - жесткая 
                            и жестокая женщина, озабоченная вышибанием максимальной 
                            прибыли из заведения, с другой - элегантная и уважаемая 
                            леди, озабоченная внутрисемейными отношениями и способная 
                            на любовь. Тоже смесь: теплое с мягким, твердое с 
                            кислым.  Характеры персонажей не отличаются глубиной, о вторых 
                            и третьих слоях даже речи не идет. Этакие одноклеточные. 
                            Люди одной черты. Короче говоря, не Достоевский.  Тем не менее, сериал вполне можно смотреть, особенно 
                            если отвлечься от всех недостатков и отнестись к нему, 
                            как к своеобразному показу мод. Что-то вроде гламурного 
                            журнала в движущихся картинках.  София ВАРГАН |