Проклятый рай: гадание
для провинциалок
«Рай» - так назывался загородный клуб для состоятельных
(очень состоятельных) мужчин. «Проклятый рай» - это
история клуба, его очаровательной хозяйки и сотрудников.
Так сказать, история служебных романов. «Рай» - это
бордель. Но не просто бордель, а бордель элит-класса.
Исключительно для VIP-персон. «Обслуживающий персонал»,
девочки, «работающие» в заведении, это не вокзальные
проститутки, которые за стоимость гамбургера с бутылкой
пепси обслуживают клиента в ближайшей подсобке среди
метел и снежных лопат.
Этих девочек обслуживают визажисты и стилисты. Им
создают лица и имидж, их обучают удовлетворять любые
желания клиентов. Обучают не лаской, так таской -
смотря кому что понадобится. Могут дать бонус, а могут
отправить в карцер. Это уж как повезет.
В клубе устраивают показы мод, вечеринки для VIP-персон,
карнавалы и шоу. Все - для того, чтобы клиенты были
довольны и счастливы.
Правда, девочек заменяют с завидной регулярностью
(клиенты-то привередливы, им постоянно хочется чего-то
новенького). Тех, кто уже не интересует посетителей
борделя, попросту продают в Турцию. Два зайца одним
махом: и от лишних девочек избавляются, и неплохие
деньги выручают. Есть и третий заяц - девочка, отправленная
в турецкий бордель, уже никому ничего не может рассказать
об элитном «клубе» и его клиентах. Мюнхгаузен, который
одним шомполом убил и зажарил семь уток, отдыхает.
Вообще-то по этому сериалу можно изучать искусство
презентационных показов, организации публичных мероприятий,
а также методы работы с сотрудниками. Особенно хорошо
продемонстрированы методы создания мотивации у сотрудников
предприятия. Сериал можно использовать в качестве
учебного пособия по бизнесу. Так сказать, мастер-класс.
Для женщин особенно интересны могут быть модели одежды,
которые постоянно демонстрируются с экрана. Начиная
от деловых костюмов, заканчивая майками-алкоголичками.
Не забывают создатели сериала и о купальных костюмах.
Также широко представлены разнообразные виды макияжа,
которые могут совершенно изменить лицо женщины. Внесена
и нотка «модной морали», к примеру: «лучше не жрать,
чем экономить на краске для волос». Или: «если хочешь
иметь модельную фигуру - работай в спортзале». Из
сериала можно даже узнать несколько диетических рецептов
и особенности пользования различными тренажерами.
Но вообще-то, по большому счету, «Проклятый рай»
- это не история борделя, а обобщающая история девочки
из провинции, оказавшейся в большом городе. Биографии
большей части «сотрудниц» борделя удручающе однообразны:
место рождения - глухая деревня, переезд в Москву
«на заработки», работа на овощном рынке или официанткой
в кафе (так и вспоминается Наталья Водянова!), далее
- Ленинградское шоссе с его знаменитой выставкой дешевых
проституток (мотив - жить-то как-то надо, а на рынке
или в кафе много не платят), далее - «повышение» в
загородный элит-клуб.
Очень интересно выглядят эти «вышибающие слезу» биографии
при сравнении с фильмами, которые выходили на экраны
раньше.
К примеру, с фильмами 30-х годов прошлого столетия,
где Любовь Орлова блестяще играла девочку из провинции,
попавшую в большой город. Судьба провинциалочки в
мегаполисе тогда преподносилась таким образом: место
рождения - глухая деревня, где попросту скучно и невозможно
себя проявить, а ведь хочется и на людей посмотреть,
и себя показать; далее - переезд в большой город,
трудоустройство на заводе, ударный труд на благо Родины,
и, наконец, хэппи-энд - девочка выбивается в начальники,
да еще и встречает своего прекрасного принца в комплекте
с белым конем, белым роялем и значком ударника коммунистического
труда.
В 80-е годы прошлого века на экраны вышел знаковый
фильм «Москва слезам не верит», где тоже излагалась
история девочки из деревни в большом городе. Тут уже
было добавлено больше реалий: девочка устраивается
работать на завод, но мечтает поступить в институт;
встречает принца, начинается роман, любовь (и даже
секс - поразительное новаторство в те времена!), и
девочка готовится стать матерью; принц оказывается
обычным мусорщиком и бросает беременную возлюбленную,
тем не менее ребенок рождается, а девочка поступает
в институт, получает образование и в конце концов
становится директором предприятия, тут-то она встречает
уже настоящего принца. Хэппи-энд. Все аплодируют,
а домохозяйки вытирают слезы умиления.
То есть, девизом прошлого века, который изо всех
сил рекламировался с помощью телевидения и кинематографа,
было: «все в твоих руках, трудись - и будет тебе счастье».
Короче говоря, рыбки в пруде только и ожидают, когда
кто-либо приложит руки к их поимке.
Девиз современности, бьющий в глаза из кадров «Проклятого
рая»: «трудишься ты или нет, но выше борделя тебе
все равно не подняться». Причем, неважно даже в качестве
кого придется работать в борделе: то ли «девочкой
для клиентов», то ли «мамкой». И то, и другое - рабство
для хозяина. И степени свободы практически одинаковые.
Вот только интересно - хотели ли создатели сериала
ограничить приток провинциалок в Москву, делали ли
они сериал с подсознательной мыслью «Москва - для
москвичей, остальным не светит», или это получилось
случайно. Побочный эффект. Но предсказание судьбы
приезжих в Москве выглядит однозначно: куда ни кинь,
в конце ожидает бордель.
Сюжетная линия сериала отличается однообразием и
даже неряшливостью. Во многих сериях повторяются одни
и те же сцены, только поданные под разным соусом (например,
во второй части сериала молодой охранник четыре раза
- в разных сериях - интересуется у своего напарника
результатами слежки, и каждый раз - в немного разных
выражениях, и каждый раз - будто впервые). Диалоги
- совершенно беспомощные, более того, построены на
штампах и клише фильмов прошлого столетия. Используются
фразы из культовых комедий Гайдая и так далее. Такое
впечатление, что у создателей сериала не хватило собственной
фантазии, а диалоги за них писала некая «эвристическая
машина», которая, не мудрствуя лукаво, взбила микс
из диалогов различных фильмов. Язык персонажей можно
назвать только нищим.
Довольно любопытно представлены в сериале «плохиши».
Киллер - он с одной стороны, конечно, «мальчиш-плохиш»,
но он же - несчастный человек, которого судьба подтолкнула
к такой жизни. Ну вы понимаете, трудное детство, чугунные
игрушки, прибитые к потолку... Война в Афганистане,
опять же. «Мамка» борделя с одной стороны - жесткая
и жестокая женщина, озабоченная вышибанием максимальной
прибыли из заведения, с другой - элегантная и уважаемая
леди, озабоченная внутрисемейными отношениями и способная
на любовь. Тоже смесь: теплое с мягким, твердое с
кислым.
Характеры персонажей не отличаются глубиной, о вторых
и третьих слоях даже речи не идет. Этакие одноклеточные.
Люди одной черты. Короче говоря, не Достоевский.
Тем не менее, сериал вполне можно смотреть, особенно
если отвлечься от всех недостатков и отнестись к нему,
как к своеобразному показу мод. Что-то вроде гламурного
журнала в движущихся картинках.
София ВАРГАН |